Оповещение населения
Оповещение население одна из первоочередных задач Гражданской обороны.
«Предупрежден — значит вооружен».
В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.
При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых, таких как «по дворовый обход», до более современных с использованием системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле — радиовещания, ресурсов операторов сотовой связи, интернет-технологий и так далее.
Кроме того, информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.
В соответствии с утвержденным планом по реализации Указа проводится комплекс мероприятий:
актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены территории, на которых требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения, исходя из возможных и существующих на этих территориях угроз природного и техногенного характера;
локальные системы оповещения приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы их создания;
на территориях, определенных нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведено проектирование систем экстренного оповещения населения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, а также начаты работы по их созданию;
спланировано проведение обучения, занятий и тренировок по организации эксплуатации комплексных систем экстренного оповещения в составе территориальных подсистем РСЧС с соответствующими должностными лицами, а также обучение населения порядку действий при получении сигналов оповещения и экстренной информации.
Также в рамках реализации Указа и в целях совершенствования РСЧС в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы информирования и оповещения населения в рамках РСЧС.
В результате реализации Концепции в составе РСЧС предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему информирования и оповещения населения, которая объединит в своем составе систему оповещения населения и систему информирования населения.
Предполагается, что все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой являются региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Реализовать Концепцию планируется в 3 этапа:
На первом этапе выполнились задачи по совершенствованию нормативной правовой базы с целью обеспечения единого подхода к нормативному регулированию на территории Российской Федерации по вопросам оповещения и информирования населения, создания комплексной системы экстренного оповещения населения. 2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи».
На втором этапе в 2014-2015 годах была продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, а также реализован ряд практических мероприятий.
На третьем этапе в 2016-2017 годах было завершено создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области создания комплексной системы информирования и оповещения населения, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения, возлагается на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами государственной власти.
Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.
Выполнение работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и организации (объекты).
Реализация данных мероприятий позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, как в мирное, так и в военное время, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
Оповещение в Югре.
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (РАСЦО) построена на базе аппаратуры П-166 и введена в эксплуатацию распоряжением Правительства автономного округа от 01.11.2008 № 473-рп «О вводе в эксплуатацию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 в 2013 году Правительством автономного округа принято распоряжение от 24 января 2013 года № 24-рп «О мерах по модернизации территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подготовке её к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
В течение 2013 года проведена корректировка рабочего проекта РАСЦО, в 1 квартале 2014 года проведен аукцион на выполнение работ, определены исполнители.
На 31 декабря 2014 года работы по реконструкции системы оповещения населения I этапа были завершены. В рамках I этапа на территории муниципальных образований установлено: С-40 – 76 ед.; УМС-200 – 10 ед.; СГС – 14 ед. Аппаратура смонтирована и функционировала в тестовом режиме. Приемка и ввод в строй РАСЦО планировалась в 1 полугодии 2015 года.
По федеральным программам выделения финансовых средств для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по гражданской обороне не предусмотрено.
В соответствии с Постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года № 411-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» выделение финансовых средств:
2012 год (не выделялось); 2013 год — 18231,65 тыс. рублей (на закупку оборудования РАСЦО); 2014 год — 42314,8 тыс. рублей (на модернизацию РАСЦО); 2015 год — 27 млн.. рублей, из них: 8 млн. рублей на поддержание в постоянной готовности к использованию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения автономного округа; 19 млн.. рублей на осуществление комплекса организационно-технических мероприятий по функционированию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в границах зон экстренного оповещения населения.
Правительством автономного округа принято распоряжение от 24 января 2013 года № 24-рп «О мерах по модернизации территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и подготовке её к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
На 31 декабря 2014 года работы по реконструкции системы оповещения населения I этапа были завершены. В рамках I этапа на территории муниципальных образований установлено: С-40 – 76 ед.; УМС-200 – 10 ед.; СГС – 14 ед. Аппаратура была смонтирована и функционировала в тестовом режиме.
Во втором полугодии 2015 года осуществилась приёмка и ввод РАСЦО в строй.
Создание КСЭОН в Югре.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций размешается в зонах подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» выполнены следующие мероприятия:
1. Принято Распоряжение Правительства автономного округа от 24.01.2013 №24-рп «О мерах по модернизации территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и подготовке ее к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС».
Ответственным за модернизацию РАСЦО и создание КСЭОН назначен заместитель Губернатора автономного округа Забозлаев Алексей Геннадиевич.
2. Принято постановление Правительства автономного округа от 12.12.2014 № 477-п «О комплексной системе экстренного оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
3. Постановлением Правительства автономного округа от 05.09.2013 № 348-п «Об утверждении границ зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» изначально определено оборудование 6 зон, подверженных воздействию быстроразвивающихся ЧС.
К зонам, требующим создание КСЭОН на сегодняшней день отнесены 3 объекта в 2-х муниципальных образованиях: ГРЭС-2 г.Сургут; 2 химически-опасных объекта г. Нижневартовска (ВОС-2 МП «Горводоканал», КОС МП «Горводоканал»). В мае 2016 года уточнен перечень зон экстренного оповещения и Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 27.05.2016 №183-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства ХМАО-Югры» ЗАО «Асторг» (г.Нижневартовск) исключен из перечня зон экстренного оповещения как химически опасный объект (письмо Ростехнадзора от 30 марта 2016 года)
Процент гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения населения – 100%.
4. Разработка и согласование технического проекта ОАО «Ростелеком» были завершены в ноября 2014 года (28 августа 2014 года получено положительное экспертное заключение на проектную документацию КСЭОН от ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», 15 сентября согласование от Управления информационных технологий и связи МЧС России и 27 ноября получено согласование от ВНИИ ГОЧС). В соответствии с проектом ориентировочная стоимость создания КСЭОН составляет 280 -290 млн. руб.
5. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 сентября 2014 № 324-п утверждена «Концепция развития комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций».
6. Разработаны и утверждены заместителем Губернатора автономного округа «План мероприятий по развитию КСЭОН Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016 год» и «План работы межведомственной рабочей группы по созданию КСЭОН на 2016 год».
В соответствии с Концепцией и планом развития КСЭОН срок создания КСЭОН автономного округа был определен в 2016 году.
29 апреля 2016 года проведено заседание ПУФ ХМАО-Югры, на котором был рассмотрен ход развития КСЭОН на территории автономного округа и принято решение финансирования КСЭОН за счет корректировки в рамках государственной программы «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы».
1 июля 2016 года проведено заседание КЧС и ОПБ при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по вопросу: «О ходе работы по созданию КСЭОН на территории ХМАО-Югры».
Департаментом информационных технологий автономного округа проведен анализ существующих комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории автономного округа и, учитывая экономическую ситуацию, принято решение по реализации проекта КСЭОН на существующей инфраструктуре.
Осуществлены рабочие выезды специалистов в муниципальные образования, на территории которых имеются риски возникновения быстроразвивающихся ЧС.
Продолжаются организационно-технические мероприятия по интеграции в ЦУКС Главного управления, ситуационный центр Губернатора автономного округа, ЕДДС муниципальных образований :
— систем мониторинга потенциально опасных объектов в зонах быстро развивающихся ЧС с последующим созданием КСЭОН;
— территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).
В настоящее время
Проведены монтажные работы в г. Нефтеюганске на объектах КОС и ВОС ОАО «Юганскводоканал», что позволило принимать сигналы с потенциально опасных объектов на ЕДДС г. Нефтеюганска, ЦОВ и ЦУКС, а также производить в автоматическом режиме запуск системы оповещения в зоне быстроразвивающейся ЧС. Проверка функционирования элементов КСЭОН г. Нефтеюганска проведена 2 сентября 2016 года, составлен акт о вводе в опытную эксплуатацию.
Был произведён поэтапный ввод КСЭОН в промышленную эксплуатацию с IV квартал 2016 года. До этого времени КСЭОН проходил опытную эксплуатацию, в ходе которой была произведена настройка всех сопрягаемых систем на основе статистических данных с целью исключения сбоев в работе и ложных срабатываний. Работы и документальное оформление ввода КСЭОН завершены 15 декабря 2016 года.